Русские усадьбы

Регистрация на портале

Позволяет определять рейтинг объектов, оставлять комментарии, добавлять фотографии, сохранять маршруты и объекты в своем личном кабинете.

x

Усадьба добавлена в маршрут

Перейти к планировщику маршрутов

Продолжить выбор Усадеб

x

crumbs

Выставка «Два мира русской иконописи» в Архангельском

objects

В Архангельском с 20 декабря 2015 по 22 марта 2016 года открыта выставка «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы».
     Представленные на выставке 56 иконописных произведений из собрания Музея русской иконы относятся к XVII веку – одному из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, не случайно получившему наименование «эпохи перемен». Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени. Именно в это время происходит постепенное «обмирщение» искусства – возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. С середины столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, что приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии. Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изгографы и даже работают иноземцы. Именно здесь происходит трансформация изобразительного языка русской иконы – вводится так называемый «живоподобный» стиль, отличающийся стремлением к более реалистической трактовке личного письма, использованию светотеневой моделировки, передаче объемной пластики формы. Эстетический критерий отныне является основным при оценке произведения религиозной живописи, а понятие «божественного» нередко подменяется понятием «прекрасного».
     Важной вехой в истории XVII века стали реформы патриарха Никона (1652–1666), послужившие причиной раскола в церковных кругах и в обществе. Ревностно выступая против живописных нововведений, старообрядцы хранили и почитали «дораскольные» иконы, оберегая «тонкость древнего письма», любые изменения в котором были для них сродни святотатству. Таким образом, в середине XVII столетия произошло «раздвоение» русского церковного искусства, причем один из путей – «живоподобный» стиль мастеров Оружейной палаты – официально поддерживался государем и патриархом и постепенно получил широкое распространение в провинции. Второй подвергался постоянным репрессиям и гонениям, что в следующем, XVIII веке, привело к полному непониманию и отрицанию художественного языка древней русской иконы.
     Важную роль в эволюции русской культуры XVII столетия сыграл невероятный экономический подъем, активизировавший церковное строительство и способствовавший процветанию торговли, возвышению купечества, превратившегося в серьезного заказчика. На арену художественной жизни постепенно выходят новые центры, прежде всего Поволжья – Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, выделяющиеся яркой самобытностью традиций; набирают силу и северные города – Великий Устюг, Холмогоры.
     Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине – конце XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств.  Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья. Они не только отличаются наивным и незатейливым языком, фольклорностью живописи, явно близкой к народной художественной культуре; среди них обнаруживаются и примеры редких иконографических изводов и святых.
     Место проведения: Конторский флигель музея-усадьбы «Архангельское».

photo1

home photos