Русские усадьбы

Регистрация на портале

Позволяет определять рейтинг объектов, оставлять комментарии, добавлять фотографии, сохранять маршруты и объекты в своем личном кабинете.

x

Усадьба добавлена в маршрут

Перейти к планировщику маршрутов

Продолжить выбор Усадеб

x

crumbs

«Французское искусство в усадьбе Архангельское»

objects

Выставка «Французское искусство в усадьбе Архангельское» – результат сотрудничества трех московских музеев: помимо живописи из коллекции «Архангельского» в нее вошли пять картин из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также произведения французского декоративно-прикладного искусства из музея-усадьбы «Останкино».

В Музее-усадьбе «Архангельское» хранится одна из лучших в России коллекций французской живописи XVII–первой половины XIX века, насчитывающая около ста картин. Среди художников, представленных на выставке, такие выдающиеся мастера как Шарль-Альфонс Дюфренуа («Ринальдо и Армида»), Франсуа Буше («Испуганная купальщица»), Луиза Элизабет Виже-Лебрен («Портрет М.В.Кочубей»). В коллекции Архангельского очень разнообразно представлен французский пейзаж XVIII века, в том числе творчество знаменитого мастера морских пейзажей Клода Жозефа Верне и Пьера Жака Волера, который прославился видами окрестностей Неаполя. Среди признанных шедевров музея «Клятва Горациев» Шарля Армана Караффа и «Амур и Психея» Огюстена Бернара де Ниора. Выставка знакомит зрителя с работами женщин-художников Маргерит Жерар («Урок музыки») и Мари Дениз Вийер («Собака, спасающая ребенка»), которые привлекают не только занимательными сюжетами, но и тонкой манерой исполнения.

На протяжении нескольких лет с усадьбой Архангельское был тесно связан Франсуа де Куртейль, работавший в самых разных жанрах. В экспозиции можно увидеть его портреты (два портрета Анны Боруновой, крепостной певицы театральной труппы Н.Б.Юсупова, портрет братьев Колосовых) и картины на религиозные сюжеты («Отдых на пути в Египет», «Мария Магдалина»).

Многие из представленных на выставке картин были куплены Николаем Борисовичем Юсуповым (1750-1831) или исполнены по его заказам: среди них портрет его супруги князя Татьяны Васильевны Юсуповой кисти Жана Лорана Монье, «Турок и казак» Ораса Верне.

Н.Б.Юсупов был, несомненно, самым ярким представителем древнего княжеского рода и вошел в историю русской культуры как выдающийся коллекционер и меценат. В 1920-е годы коллекция, собранная Н.Б.Юсуповым и другими представителями княжеской семьи была поделена между несколькими российскими музеями, в том числе ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственным Эрмитажем. У зрителя есть редкая возможность увидеть пять картин из юсуповского собрания в «родных стенах». ГМИИ включил в состав выставки работы крупнейших французских мастеров XVIII века, в их числе блестящие представители стиля рококо Шарль Жозеф Натуар («Венера у Вулкана») и Карл Ван Лоо («Тезей, победитель марафонского быка»), а также любимец русских и европейских коллекционеров Жан Батист Грез («Девушка с письмом»).

В XVIII-первой половине XIX века небывалый расцвет переживает французское декоративно-прикладное искусство. Экспозицию картин французских художников превосходно дополняют предметы из Музея-усадьбы «Останкино»: замечательные образцы французской декоративной бронзы, мебель и несколько скульптурных произведений. Многие из памятников, экспонируемых на выставке, происходят из коллекции, собранной графами Шереметевыми. Как и в случае с юсуповскими картинами, часто мы можем проследить историю их приобретения. Так, пара канделябров с двумя вакханками, обвивающими гирляндами жертвенник-колонну (сделаны по модели Франсуа Ремона в 1785 г.), была куплена для убранства парадных залов дворца в Останкине к торжествам 1 октября 1801 года по случаю приема императора Александра I.

Среди осветительных приборов на выставке особой тонкостью исполнения отличаются канделябры, связанные с именем Пьера Филиппа Томира (1751-1843), пожалуй, наиболее талантливого из французских бронзовщиков периода неоклассицизма и ампира. Мастера этого периода обращаются к античным прототипам и декору, как например в сделанных по модели Томира канделябрах, в которых использована форма треножника, побеги аканта, головы орлов.

Некоторые из скульптурных мотивов декоративной бронзы перекликаются с сюжетами картин французских мастеров того же периода. Так, превосходные по качеству часы, также сделанные по модели Томира, украшены фигурами Амура и Психеи. История любви Амура и Психеи, восходящая к Апулею, пользовалась огромной популярностью в период классицизма. Ее живописное воплощение можно увидеть в полотне Бернара де Ниора, а небольшая картина Берена напоминает о прославленной статуе Антонио Кановы «Поцелуй Амура и Психеи», вариант которой был когда-то украшением коллекции Н.Б.Юсупова (сейчас ГЭ).

Подробности смотрите на сайте музея.

Телефон для справок - 8 (495) 797-54-09.

photo1

home photos