Русские усадьбы

Регистрация на портале

Позволяет определять рейтинг объектов, оставлять комментарии, добавлять фотографии, сохранять маршруты и объекты в своем личном кабинете.

x

Усадьба добавлена в маршрут

Перейти к планировщику маршрутов

Продолжить выбор Усадеб

x

crumbs

Выставка «Из сада возвращения…» в Абрамцеве

objects

Музей-заповедник «Абрамцево» приглашает посетить выставку произведений Б. В. Иогансона «Из сада возвращения…».

Выставка с метафорическим названием «Из сада возвращения…» посвящена творчеству Бориса Владимировича Иогансона. Представлены произведения художника из собраний Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Музея-заповедника «Абрамцево», семейных собраний Бориса Игоревича Иогансона и Элеоноры Викторовны Пастон.

Б. В. Иогансон – признанный классик советской живописи, адепт социалистического реализма. В современной оценке творчества художников этого метода возобладали идеологические мотивы, живописное же мастерство оказалось для теоретиков мало привлекательным. Устроители абрамцевской выставки намерены изменить оценочный вектор.

Метафорическое название выставки отсылает к камерной живописи художника и реальному саду. Поясним: Б. В. Иогансон был одним из первых жителей Посёлка художников в Абрамцеве, с 1934 года жил в посёлке на даче-мастерской «окнами в сад», писал портреты близких людей, солнечные звучные и зимние «стылые» пейзажи, натюрморты, автопортреты. Эти картинные этюды художника и стали, по сути, материалом выставки.

Работы малоизвестные. Исключение составляют произведения из собрания ГТГ «Салют» 1945 года и «Портрет заслуженной артистки РСФСР Государственного Московского Малого театра Д. В. Зеркаловой» 1947 года. Картины репродуцированы, о них писал Н. Томский во вступительной статье к каталогу юбилейной выставки Иогансона 1969 года. Все другие произведения (их около сорока) зритель увидит впервые.

Как работал художник один и тот же мотив, как искал цветовые отношения, как изучал пластику моделей и силу напряжения света, — всё в живописном разделе выставки. «…Все тёмные тона сравнивай с тёмными, вытаскивай их различие с близкими тенями, света со светами, аккорды с аккордами, вытащить музыку живописи, получится звонко, точно, живо, правдиво и красиво» (Б. В. Иогансон. Молодым художникам о живописи).

Не менее интересны рисунки и наброски. Здесь снова мы вступаем в область, зрителю неизвестную. Иогансон — прекрасный рисовальщик. Он удивительно чувствовал остро-характерное. Опять же и в рисунке для него не интересна статичная форма. Художнику нужна динамика, контрапункт сложного движения, контраст света и тени. Поразительны портреты матери Ольги Константиновны Радленской. Особая статья – автопортреты Иогансона.

Представлены на выставке и вещественные знаки путешествий художника, его реквизит. Вещи порой красноречивее говорят о людях, чем люди о себе. Иогансон был влюблён в жизнь. Странным образом черта приязненного отношения к миру отпечаталась в вещах художника. Устроители выставки попытались продемонстрировать это в «музейном натюрморте».

Сильное поле живописи Иогансона уравновешивается тональной изысканностью и созерцательностью. Это выставка для подлинных любителей живописи, для историков, изучающих прошлое своей страны не по доктринам.

Открытие выставки – 3 февраля 2017 года в 14.00 во флигеле «Поленовская дача» музея-заповедника «Абрамцево».

Выставка будет работать до 19 марта 2017 года.


Справки по тел.: 8 (496)  543-24-70, 8-916-278-45-42.



photo1

home photos