Русские усадьбы

Регистрация на портале

Позволяет определять рейтинг объектов, оставлять комментарии, добавлять фотографии, сохранять маршруты и объекты в своем личном кабинете.

x

Усадьба добавлена в маршрут

Перейти к планировщику маршрутов

Продолжить выбор Усадеб

x

crumbs

Музей «Поленово»

Музей «Поленово»

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова является одним из крупнейших и самых известных в России мемориальных музейных комплексов. Его территория включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в селе Бехово, построенные в конце ХIХ — начале ХХ веков по проектам В. Д. Поленова, могилу В. Д. Поленова, а также усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы леса, луга, сельскохозяйственные угодья. К настоящему времени территория музея-заповедника представляет относительно мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды.

Музей В. Д. Поленова (знаменитый «Дом над Окой») был основан в 1892 году академиком живописи, первым народным художником России Василием Дмитриевичем Поленовым (1844—1927 гг.) и является первым народным музеем в русской деревне, так как решением Комиссариата Имуществ Российской Республики в 1918 году дом был взят под охрану государства, как национальное достояние. В 1939 году наследники В. Д. Поленова передали в дар государству усадьбу со всеми находящимися в ней художественными ценностями. В 1966 году Госстроем РСФСР и Министерством Культуры РСФСР были утверждены границы охранной зоны Государственного музея-усадьбы В. Д. Поленова. Постановлением Совета Министров РСФСР № 16 от 19 мая 1991 года музей преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова с отводом 870 га земли в заповедную зону.

Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2014 года музей — заповедник В. Д. Поленова был отнесён к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта — достопримечательное место.

Подобное решение Правительства Российской Федерации было вызвано особым отношением не только к уникальным коллекциям музея, не только к уникальности его традиции и его собственной истории, но и уважением к мемориальному ландшафту, запечатленному не только в полотнах В. Д. Поленова, но и его учеников и последователей.

Непосредственно усадьба занимает площадь 14,1 га, включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В. Д. Поленова в конце XIX — начале XX вв. В те же годы по проекту В. Д. Поленова была построена церковь Святой Троицы в с. Бехово: после реставрации силами музея в ней проходят службы; а также школа в с. Страхово (архитектор В. Д. Поленов), которая в 2013 году была передана на баланс музея и в 2014 году, после реставрационных работ, открыта как Центр детского творчества.

«Большой дом» (собственно музей) — уникальный памятник архитектуры конца 19 в. Архитектурный стиль «Большого дома» трудно определить в общепринятых рамках: на первый взгляд — это модерн, но скорее можно говорить о «поленовском стиле» в русском зодчестве. Общая площадь дома −594 кв.м. Основа экспозиции — личная коллекция В. Д. Поленова и его семьи. Четыре поколения рода Поленовых, среди которых библиографы, военоначальники, филологи, историки, живописцы, внесли свой вклад в создание музея. Коллекция сохранила полную мемориальность, включая личные вещи В. Д. Поленова, например, собрание мемориальных фотографий, мебель, часть которой выполнена по эскизам художника, нумизматическая и археологическая коллекции и семейная библиотека. Коллекции древнегреческого и древнеегипетского искусства (включены в мировой Свод памятников) достались В. Д. Поленову в наследство от отца — Дмитрия Васильевича Поленова — члена Императорского Археологического Общества, члена — корреспондента Императорской Академии наук, юриста по образованию, закончившего Петербургский университет; после университета сначала работал в МИДе, затем был назначен секретарем при Русской миссии в Афинах; именно из Греции и были привезены древнегреческая и древнеегипетская коллекции. Эти коллекции были пополнены и находками самого В. Д. Поленова, привезенными им из путешествия по Востоку в 1882 году.

Коллекция оружия, в которой есть и винтовка «винчестер», привезенная В. Д. Поленовым с Сербско-турецкой войны 1886—1887 гг., в которой Поленов был добровольцем.

Коллекция русской живописи и графики, помимо работ самого Поленова и его сестры Елены Дмитриевны, включает полотна друзей художника по Академии художеств, Товариществу передвижных художественных выставок: И.Репина, И.Шишкина, В.Васнецова, Н.Ярошенко и др. и учеников В. Д. Поленова по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества: И.Левитана, К.Коровина, И. Остроухова; ни один музей России не обладает столь полной коллекцией работ М.Якунчиковой и Е.Татевосяна.

Коллекция советской живописи включает работы Н.Крымова, В.Бакшеева, П.Кузнецова, Кукрыниксов.

Среди работ западно-европейских художников такие раритеты как «Мадонна Сиенской школы» XIV в., купленная Поленовым во Франции и П.Веронезе «Борьба Иакова с Богом» XV в., купленная В. Д. Поленовым у родственников В. А. Жуковского.

Коллекция декоративно-прикладного искусства, помимо работ народных мастеров, включает изделия абрамцевских столярной и гончарной мастерских, среди которых авторские работы М.Врубеля, А.Головина, Е.Поленовой, С. И. Мамонтова, А.Матвеева и самого В. Д. Поленова.

Мастерская «Аббатство», сохранившая мемориальный внешний облик, мемориальную планировку комнат и частично мемориальный интерьер позволяет показывать те материалы из фондов музея, которые рассказывают о создании народного крестьянского театра в усадьбе «Борок» и о творчестве Поленова-декоратора.

Лодочный сарай «Адмиралтейство», сохранивший свой исторический облик, но полностью утративший мемориальную планировку, после реставрации работает как выставочный зал и зал для показа поленовской диорамы — «Кругосветное путешествие» в картинках, которые показывают с помощью подсвета и с комментариями — для посетителей музея. Диорама была создана В. Д. Поленовым в 1920 году.

Уникальность музея состоит в том, что все традиции, заложенные Поленовым свыше ста лет назад, живы и по сей день.


Усадьба: