Русские усадьбы

Регистрация на портале

Позволяет определять рейтинг объектов, оставлять комментарии, добавлять фотографии, сохранять маршруты и объекты в своем личном кабинете.

x

Усадьба добавлена в маршрут

Перейти к планировщику маршрутов

Продолжить выбор Усадеб

x

crumbs

Архангельское

Архангельское
Архангельское
    (Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

description

Среди всех подмосковных усадеб выделяются лишь немногие блистательные резиденции, вызывавшие восторги современников, в том числе и искушенных иностранных путешественников. Овеянные преданиями, эти усадьбы сами стали мифом, в котором правда соединилась с вымыслом. И первое в этом ряду — Архангельское. В 1904 г. журнал «Мир искусства» писал о нем: «Это Италия, это какая-нибудь римская вилла, пожалуй, еще какой-нибудь французский замок, с его террасами, бесчисленными мраморами, аллеями, но только не русский барский дом в окрестностях первопрестольной… нигде нет такой иллюзии „заграницы“ — края более благодатного и культурного, нежели в Архангельском».

Архангельское практически единственная из подмосковных усадеб, сохранившая помимо архитектурного облика свои несметные художественные ценности. Здесь многообразие усадебного бытия дошло во всей полноте. Конечно, музейная реальность далека от той жизни, которая некогда протекала среди опустевших ныне декораций. Но в других случаях мы не имеем и этого. Музеем Архангельское стало сразу после революции, в 1919 г. Однако уже за столетие до того усадьба превратилась в подлинную сокровищницу искусства. Этим она обязана двум своим создателям, отстраивавшим и украшавшим Архангельское на протяжении полувека.

Первый — князь Николай Алексеевич Голицын (1751–1809). Блестяще образованный дипломат, много путешествующий по разным странам, он превратил старинную дедовскую усадьбу в изысканную резиденцию во французском вкусе.

  • Князь Николай Алексеевич Голицын. 1800-е гг. Музей-усадьба Архангельское Князь Николай Алексеевич Голицын. 1800-е гг. Музей-усадьба Архангельское

Из Парижа был прислан проект нового дворца, приписывающийся таинственному Ш. де Герну. Полагают, что настоящим его автором мог быть выдающийся французский архитектор и декоратор Шарль де Вайи. Параллельно со строительством дворца по проекту Д.Тромбаро сооружались три каменные террасы с подземными гротами, украшенные скульптурами, копиями с антиков. Их князь Голицын заказывал в модных мастерских Европы. От дворца в сторону Москвы-реки был распланирован необычно большой зеленый партер, напоминающий просторные партеры садов Версаля и Во-ле-Виконта. С него, и особенно, с высоты террас открывалась широкая панорама заречных далей. Этот пейзаж стал душой Архангельского, его самым узнаваемым образом.

  • Первоначальный проект дворца в Архангельском. Неизвестный архитектор (Ш. де Герн). 1780 г. Первоначальный проект дворца в Архангельском. Неизвестный архитектор (Ш. де Герн). 1780 г.
  • Первоначальный проект дворца в Архангельском. Неизвестный архитектор (Ш. де Герн). 1780 г. Первоначальный проект дворца в Архангельском. Неизвестный архитектор (Ш. де Герн). 1780 г.
  • Парковая терраса. Чертеж 1810-х гг. Музей-усадьба Архангельское Парковая терраса. Чертеж 1810-х гг. Музей-усадьба Архангельское

Н. А. Голицын не успел насладиться результатом своих трудов. Он умер в 1809 г., после чего вдова выставила усадьбу на продажу. В 1810 г. новым владельцем имения стал князь Николай Борисович Юсупов (1750–1831). Его имя теперь неразрывно связано с историей Архангельского, с эпохой наивысшего расцвета усадьбы. Вслед за Ю.Шамуриным можно повторить, что князь «не был создателем Архангельского, но он оживил его и дополнил историю теми страницами жизни, которых ему не хватало».

  • Князь Николай Борисович Юсупов. 1783 г. Худ. Г. Фюгер. Государственный Эрмитаж Князь Николай Борисович Юсупов. 1783 г. Худ. Г. Фюгер. Государственный Эрмитаж

Это была легендарная личность. Потомок татарских ханов, он был богатейшим вельможей России, имевшим значительное влияние при дворе. Только Юсупову за всю историю монархии трижды довелось исполнять должность главного маршала на коронациях — Павла I, Александра I и Николая I. За свою долгую жизнь он многое повидал, многое знал и во многом сам принимал участие. Дружил с Вольтером, Бомарше и Дидро; имея страсть к хорошей живописи, заказывал картины Буше и Грезу. Императрица Екатерина II поручала Юсупову приобретение предметов искусства для своего эрмитажного собрания. Живой легендой ушедшего XVIII века воспринимали князя современники Пушкина. Сам поэт посвятил ему знаменитое послание «К вельможе» — «Ступив за твой порог, я вдруг переношусь во дни Екатерины». И далее — «увижу сей дворец, где циркуль зодчего, палитра и резец ученой прихоти твоей повиновались и вдохновенные в волшебстве состязались». Эти строки об Архангельском. Пушкин побывал здесь дважды, в 1827 и 1830 гг.

  • Проект библиотеки. Арх. Дж. Петонди. 1790-е гг. Музей-усадьба Архангельское. Проект библиотеки. Арх. Дж. Петонди. 1790-е гг. Музей-усадьба Архангельское.

Старый князь превратил Архангельское в подлинный заповедник культуры и искусства ушедшего столетия. Он не жалел средств для украшения усадьбы. А возможности Юсупова были действительно почти безграничны. Князь имел 20 тысяч крепостных, и современники отмечали, что он сам не знал, сколько у него имений. «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться то заводить, что редко и чтобы все было лучше, чем у других» — с нескрываемой гордостью писал князь Юсупов управителю. При Юсупове завершилась отделка дворца, были перестроены флигеля с воротами, возведены театр и храм-мавзолей в память Екатерины II. Рафинированный «стиль Людовика XVI», в котором Архангельское было задумано Голицыными, дополнился чертами ампира. В реконструкции усадьбы принимали участие ведущие архитекторы и декораторы — О. И. Бове, Е. Д. Тюрин, П.Гонзаго. Дважды усадьба возрождалась в буквальном смысле из руин. Серьезный урон нанесли ей события 1812 г. Причем, в разорении дворца и парка были виновны не столько французы, сколько взбунтовавшиеся местные крестьяне. Управитель доносил князю, что «в большом доме картины, зеркала, фонари, люстры все побито, а многое унесено». В 1820 г. едва оправившуюся после этих событий усадьбу постигла новая беда — в результате пожара почти полностью выгорел главный дом. Погибли не только интерьеры, но и многие картины, скульптуры и книги. Снова начались восстановительные работы, после которых дворец обрел тот облик, который сохраняет и поныне.

  • Дворец в Архенгельском. План и фасады Дворец в Архенгельском. План и фасады
  • Дворец в Архенгельском. План и фасады Дворец в Архенгельском. План и фасады

По роскоши залов это действительно настоящий дворец, выделяющийся на фоне остальных, даже больших и богатых усадебных домов. Наборные паркеты, лепнина, росписи стен и плафонов, колонны и мраморные скульптуры — все поражало гостей изысканностью вкуса и какой-то особой, нездешней утонченностью, редкой в русских усадьбах, где за красоту часто принимали грубую аляповатость. Уже вестибюль, первое помещение дома, погружал гостей в атмосферу салона искусств — в нишах стояли мраморные копии с антиков. Главный зал дворца, овальный, был увенчан куполом и являл собой храмоподобное пространство на манер римского Пантеона. Это и в самом деле был настоящий храм Муз. Он него в обе стороны расходилась торжественная анфилада парадных помещений, у каждого из которых было свое место в символической программе дворца-музея. Был императорский зал, увешанный изображениями царственных особ. Он отражал верноподданнические чувства владельца, подчеркивал его близость к трону. Была парадная опочивальня, дань традиции, восходящей к Версалю. В Античном зале выставлялись подлинные древности, предмет гордости князя Юсупова.

  • Римский торс. 1 в. н. э. Музей-усадьба Архангельское Римский торс. 1 в. н. э. Музей-усадьба Архангельское

Зал Тьеполо украшали два огромных полотна этого великого итальянского художника, изображающие историю Антония и Клеопатры. В кабинете висели картины Ван Дейка, Рубенса, Буше, Лоррена. Многие полотна были заказаны европейским знаменитостям самим хозяином. Среди них, например, большой конный портрет юного Б. Н. Юсупова, написанный А.Гро, ближайшим учеником великого Давида. Завершали анфиладу два салона Гюбера Робера, декорированные пейзажами этого популярного в России художника, писавшего романтические руины. Наверху, в антресольном этаже, размещалась библиотека, насчитывающая более 20 тысяч томов.

Помимо дворца восхищение публики вызывал театр. За его скромным внешним видом скрывалось великолепие интерьера. Целых 12 перемен декораций были написаны специально для юсуповского театра великим декоратором П.Гонзаго. Князь так ценил эти реликвии, что, по словам современников, «не позволял в этом театре сценических представлений, желая сохранить сколь возможно долее эту живопись, которая столь же быстро осыпается, как разноцветные украшения на крыльях мотылька». В настоящее время сохраняющиеся в Архангельском четыре смены декораций Гонзаго являются уникальными.

  • Проект театра в Архангельском. Арх. О. И. Бове. 1816 г.
    Проект театра в Архангельском. Арх. О. И. Бове. 1816 г.

В 1826 г. Архангельское видело свой последний грандиозный праздник, устроенный престарелым князем в честь коронации Николая I. Иллюминации, фейерверки, маскарад, великолепный стол — все являло собой последний отсвет памятного XVIII столетия. Со смертью Н. Б. Юсупова усадьба словно осиротела. Новый владелец, гофмейстер двора Борис Николаевич Юсупов (1794–1849), начал вывозить из отцовского дворца предметы убранства. В судьбу обреченной на запустение усадьбы вмешался сам император. Он велел «сказать князю, чтоб тот Архангельского не опустошал». Так, уже в 1830-х гг. на самом высшем уровне понимали музейное значение этой Подмосковной.

  • А.Гро. Портрет князя Б. Н. Юсупова. 1809 г. ГМИИ имени А. С. Пушкина А.Гро. Портрет князя Б. Н. Юсупова. 1809 г. ГМИИ имени А. С. Пушкина
  • Руинные ворота. Фото нач. ХХ в. не сохранились Руинные ворота. Фото нач. ХХ в. не сохранились

Во второй половине XIX в. Архангельское украсилось монументами, еще более подчеркнувшими его мемориальный характер. В парке были установлены пять обелисков в память посещения усадьбы высочайшими особами. Одна из аллей получила наименование «Пушкинской». На ней в 1903 г. был поставлен мраморный памятник поэту. Последней по времени архитектурной достопримечательностью Архангельского стала усыпальница, более известная как «Колоннада». Спроектированная Р. И. Клейном в неоклассическом стиле, она вызывает в памяти образы знаменитых соборов — Св. Петра в Риме и Казанского в Петербурге. Красивому купольному храму так никогда и не довелось стать скорбным мавзолеем. Его построили в 1916 г., а всего через год революция поставила точку в прежней истории Архангельского.

  • Вид с террас дворца на партер и Москву-реку. Фото нач. ХХ в.
    Вид с террас дворца на партер и Москву-реку. Фото нач. ХХ в.

А. В. Чекмарев