Русские усадьбы

Регистрация на портале

Позволяет определять рейтинг объектов, оставлять комментарии, добавлять фотографии, сохранять маршруты и объекты в своем личном кабинете.

x

Усадьба добавлена в маршрут

Перейти к планировщику маршрутов

Продолжить выбор Усадеб

x

crumbs

Богородицк

Богородицк
Богородицк
    (Голосов: 2, Рейтинг: 3.35)

description

История Богородицка

В 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича в пустынной местности на высоком берегу реки Уперты была заложена деревянная крепость со слободой. В 1665 г. город назвали Богородицком. Вскоре в него и окрестные места стали переселять крестьян с других территорий. Власти были озабочены умножением хлебных запасов, для чего и создавалось новое государево имение с центром в Богородицке. При Петре I город стал уездным и вошел в состав Тульской провинции Московской губернии. В 1715 г. в нем возник крупный конный завод. В 1763 г. Богородицк был исключен из числа городов, а его уезд превращен в волость, которую Екатерина II присмотрела для содержания своего (и Г. Г. Орлова) внебрачного сына Алексея Григорьевича Бобринского (1762–1813). Ее указом в 1765 г. Богородицкая волость вместе с присоединенной к ней Бобриковской передавалась в особое управление генерал-поручику князю С. В. Гагарину, формально оставаясь государственным имением. Фактически его хозяйкой являлась сама императрица, затеявшая на месте бывшей богородицкой крепости строительство дворцово-паркового комплекса и обслуживающего его города.

  • Алексей Григорьевич Бобринский в детстве. 1769 г. Худ. Л. Христинек. Государственный Эрмитаж Алексей Григорьевич Бобринский в детстве. 1769 г. Худ. Л. Христинек. Государственный Эрмитаж

Городской статус был возвращен Богородицку в 1777 г. Год спустя был утвержден регулярный план, и началось строительство казенных и жилых зданий на противоположном берегу реки, напротив владельческой усадьбы. Центральная улица была названа Екатерининской, при въездах в город возникли две заставы, Тульская и Ефремовская. В 1779 г. управлявший имением Бобринского А. Т. Болотов основал в городе театр, годом ранее открылся пансион для детей уездного дворянства. Указом Павла I город Богородицк был лишен уезда и сделан заштатным, но уже в 1802 г. решение было отменено.

  • Регулярный план Богородицка. 1778 г. Арх. И. Е. Старов Регулярный план Богородицка. 1778 г. Арх. И. Е. Старов

Важные вехи экономического развития города и уезда связаны с предпринимательскими начинаниями графов Бобринских, на которые ориентировалось местное купечество. Так, после основания графских сахарных заводов аналогичное производство развили купцы Поповы. В 1874 г. через Богородицк прошла линия Узловая-Ефремов Сызрано-Вяземской железной дороги. В 1850-х гг. по инициативе А. А. Бобринского в уезде началось интенсивное освоение залежей бурого угля. К 1912 г. на шахтах работали сотни местных. До революции уголь в основном шел на обслуживание сахарных заводов, и только малая его часть продавалась. Город постепенно развивался, в нем раньше, чем в других уездных центрах Тульской губернии открылись мужская и женская гимназии, в 1898 г. было учреждено земледельческое училище.

К 1917 г. в Богородицке помимо усадебной Казанской церкви насчитывалось три действующих храма. На главной площади в 1816—1821 гг. был построен Троицкий собор с высокой колокольней. В 1811 г. возвели Покровскую церковь в бывшей Пушкарской слободе. Последней в 1831 г. построили кладбищенскую Успенскую церковь в стиле классицизма. Она единственная продолжала действовать в городе все советское время. Троицкий собор и Покровская церковь были полностью разрушены.

  • Богородицк в начале ХХ в. Богородицк в начале ХХ в.

Во время Великой Отечественной войны город и район были оккупированы фашистами ровно месяц, с 15 ноября по 15 декабря 1941 г. В ходе боевых действий город был сильно разрушен. Сейчас мало что осталось от застройки старого уездного Богородицка. Прямые линии улиц екатерининской планировки застроены преимущественно безликими советскими зданиями. Некогда главная соборная площадь оказалась превращена в заросший сквер, а функции центральной перешли к бывшей торговой площади, ныне площади Ленина. На улице Коммунаров сохранилось несколько характерных образцов послевоенной неоклассической архитектуры. К наиболее представительным ее примерам следует отнести здание музыкальной школы на улице Урицкого. Из достойных внимания сооружений советского Богородицка выделяется здание дома культуры на площади Ленина 1970-х гг. с интересными рельефами и мозаиками на фасаде.

История усадьбы и ее владельцы

Граф А. Г. Бобринский до кончины Екатерины II практически не появлялся в Богородицке, лишь в декабре 1796 г. он был введен Павлом I в. управление имениями. В богородицкой усадьбе прошли последние годы его жизни, здесь же сын императрицы и скончался. Его жена, Анна Владимировна Бобринская (1769–1846), урожденная Унгерн-Штернберг, пережила супруга на 33 года.

  • Анна Владимировна Бобринская. 1830-е гг. Худ. П. Ф. Соколов. Ярославский художественный музей Анна Владимировна Бобринская. 1830-е гг. Худ. П. Ф. Соколов. Ярославский художественный музей

Территория имения была поделена между тремя их сыновьями. Алексей Алексеевич Бобринский (1800–1868) провел здесь четыре года, в 1827—1833 гг., занимаясь подъемом пришедшего в упадок хозяйства.

  • Алексей Алексеевич Бобринский. 1830-е гг. Худ. П. Ф. Соколов. Государственный музей А. С. Пушкина Алексей Алексеевич Бобринский. 1830-е гг. Худ. П. Ф. Соколов. Государственный музей А. С. Пушкина

Старший сын А. Г. Бобринского и внук Екатерины Великой известен как основатель сахарной промышленности и организатор строительства железных дорог. По выражению его друга П. А. Вяземского, был «одной из благороднейших и в высшей степени сочувствующих личностей». Основанные им свеклосахарные заводы в Киевской губернии заложили основу дальнейшего благосостояния Бобринских, входивших в число крупнейших производителей сахара вплоть до революции 1917 г. Первый завод был запущен А. А. Бобринским в 1828 г. недалеко от Богородицка в селе Михайловском. В 1833 г. было дано высочайшее право на использование в маркировке его продукции государственного герба. Учрежденное А. А. Бобринским в 1835 г. акционерное общество занималось строительством первой в России железной дороги, связавшей Петербург с Царским Селом. Граф вошел в руководство комитета, строившего Николаевскую железную дорогу между Петербургом и Москвой. Заслуги Бобринского как одного из основоположников индустрии в России были увековечены установкой в 1872 г. памятника в Киеве на привокзальной площади. Бобринский был женат на внучатой племяннице князя Г. А. Потемкина-Таврического Софье Александровне Самойловой (1797–1866), которой посвятил несколько своих стихотворений В. А. Жуковский. В 1837 г. Жуковский побывал у Бобринских в Богородицке, сопровождая наследника престола, будущего Александра II.

После А. А. Бобринского производство сахара и руководство российскими железными дорогами стали основным делом нескольких поколений семьи. Его младший брат Владимир Алексеевич Бобринский (1804–1874) состоял в декабристской организации и после подавления восстания вынужден был жить за границей. Под конец жизни служил тульским губернским предводителем дворянства.

Много для Богородицка сделал их племянник Алексей Павлович Бобринский (1824–1894), основавший в 1846 г. сахарный завод и посадивший самый обширный в уезде фруктовый сад на 16 тысяч деревьев. В 1871—1874 гг. он занимал пост министра путей сообщения. В это время через Богородицк прошла железная дорога. С середины 1870-х гг. Бобринский примкнул к кружку евангельских христиан В. А. Пашкова. После запрета «секты пашковцев» граф покинул Россию и провел остаток дней во Франции. Богодицкое имение перешло к четырем его сыновьям. Управлять хозяйством взялся Владимир Алексеевич Бобринский (1867–1927), убежденный монархист, депутат Государственной Думы трех созывов. Его сестра Софья Алексеевна Бобринская (1866–1927) организовала в усадьбе общину сестер милосердия, которая лечила раненых в русско-японскую и Первую мировую войну.

Среди членов семьи Бобринских, судьбы которых напрямую не связаны с Богородицком, следует отметить потомков А. А. Бобринского Александра Алексеевича (1823–1903) и его сына Алексея Александровича (1852–1927), занимавших высокие придворные посты и много сделавших на научном поприще. Первый был инициатором создания Русского генеалогического общества в 1898 г. и автором справочника «Дворянские роды, внесённые в Общий Гербовник Всероссийской империи», а второй с 1886 по 1917 г. возглавлял Императорскую Археологическую комиссию и стоял у истоков государственной охраны памятников в России.

Архитектурно-парковый ансамбль и музей

Летом 1771 г. Екатериной II был утвержден проект дворца для Богородицка, выполненный И. Е. Старовым. Спустя два года дворец заложили в присутствии князя С. В. Гагарина и будущего управляющего богородицкой усадьбой А. Т. Болотова.

  • Иван Егорович Старов. 1794 г. Худ. С. С. Щукин. Государственный Русский музей Иван Егорович Старов. 1794 г. Худ. С. С. Щукин. Государственный Русский музей
  • Проект усадьбы А. Г. Бобринского в Богородицке (вариант). 1771 г. Арх. И. Е. Старов Проект усадьбы А. Г. Бобринского в Богородицке (вариант). 1771 г. Арх. И. Е. Старов

Строительство, завершившееся в 1784 г., возглавил московский архитектор Я. А. Ананьин. Так началось создание одного из выдающихся усадебных ансамблей России эпохи классицизма. Вложенные в него средства, личная заинтересованность императрицы и наличие развитой художественной программы сделали Богородицк образцовым примером стильной загородной резиденции эпохи Просвещения, своеобразным эталоном вкуса.

  • Проектные чертежи дворца в Богородицке. 1771 г. Арх. И. Е. Старов Проектные чертежи дворца в Богородицке. 1771 г. Арх. И. Е. Старов
  • Проектные чертежи дворца в Богородицке. 1771 г. Арх. И. Е. Старов Проектные чертежи дворца в Богородицке. 1771 г. Арх. И. Е. Старов

В облике дворца Старов соединил тип французского загородного замка XVIII века со строгостью палладианской виллы. За пропорциями и членениями фасадов угадывается образ дворца Малый Трианон, построенного в Версале одним из парижских учителей Старова Ж.-А. Габриэлем. Парадный двор усадьбы обрамляли ограды, за которыми скрывались конный и скотный дворы, а проезд к дворцу осуществлялся через ворота высокой башни в стиле барокко, построенной в первой половине XVIII века в качестве колокольни бывшей здесь церкви. Старов решил оставить ее и использовать как высотную доминанту создаваемого комплекса.

  • Проект паркового фасада дворца. 1771 г. Арх. И. Е. Старов Проект паркового фасада дворца. 1771 г. Арх. И. Е. Старов
  • Воротная башня. Фото нач. ХХ в. Воротная башня. Фото нач. ХХ в.

Резиденция А. Г. Бобринского изначально задумывалась в едином ансамбле со строившимся городом. Замысел идеальной веерной планировки, в которой пять основных городских улиц прямыми лучами расходились от дворца принадлежал Болотову. План Богородицка стал выдающимся примером градостроительства русского классицизма и отразил иерархическую структуру города-резиденции, где дворец просвещенного аристократа мыслится как композиционный и смысловой «ключ» всего поселения.

Художественные коллекции богородицкого дворца отражали высокий вкус Бобринских и их великолепное знание старого искусства. В залах висели образцы итальянской, фламандской, французской школ, была коллекция мраморов, мейсенского фарфора. В 1918 г. наиболее ценные вещи были вывезены в Тулу и сегодня их можно видеть в экспозиции областного музея изобразительных искусств. Среди шедевров европейского собрания выделяются панно Гюбера Роббера с видами античных руин и уникальный по полноте цикл «Двенадцать месяцев» венецианского мастера позднего Возрождения Леандро Бассано, являющийся авторским повторением серии, которая в целостном виде не сохранилась. Отдельные ее картины находятся сейчас в музеях Праги и Вены. В Богородицке же был представлен полный набор композиций, изображающих жанровые сцены и занятия крестьян, соответствующие каждому из месяцев года.

  • Апрель. Картина Леандро Бассано из серии «Времена года». Конец 16 в. Ранее находилась в Богородицком дворце, сейчас в Тульском музее изобразительных искусств Апрель. Картина Леандро Бассано из серии «Времена года». Конец 16 в. Ранее находилась в Богородицком дворце, сейчас в Тульском музее изобразительных искусств
  • Пейзаж с римскими памятниками. Картина Гюбера Робера. До революции находилась в Богородицком дворце Пейзаж с римскими памятниками. Картина Гюбера Робера. До революции находилась в Богородицком дворце

Восточнее дворца по проекту Старова в 1774—1783 гг. была построена Казанская церковь в стиле раннего классицизма. Это центрический храм со скругленными углами и удлиненной западной частью, оканчивающейся многоколонной папертью. Здание венчает крупная ротонда с куполом. До 1821 г. Казанская церковь имела статус городского собора. Интерьеры отличались роскошным внутренним убранством, в т. ч. росписями художника И. Т. Некрасова.

  • Чертеж фасада Казанской церкви Чертеж фасада Казанской церкви
  • Интерьер Казанской церкви. Фото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Фото нач. ХХ в.

Все это погибло в 1930-х гг., когда здание пытались приспособить под кинотеатр. Храм был вновь открыт в 1990 г., новые росписи и иконостас выполнены художником К. Кистеневым. Потомок владельцев усадьбы Н. Н. Бобринский подарил храму семейную икону Иоанна Предтечи. К югу от церкви сохранилось скромное двухэтажное здание бывшего волостного училища, построенное в 1780-х гг. тульским архитектором К. С. Сокольниковым.

Между дворцом и городом с помощью плотины на реке Уперте устроено большое озеро. На его берегу к северу от дворца в 1784 г. А. Т. Болотовым было начато создание великолепного парка, поражавшего современников красотой и разнообразием.

  • Андрей Тимофеевич Болотов. Кон. 18 в. Неизв. худ. Андрей Тимофеевич Болотов. Кон. 18 в. Неизв. худ.
  • Проект планировки парка около дворца. 1770-е гг. Арх. И. Е. Старов Проект планировки парка около дворца. 1770-е гг. Арх. И. Е. Старов

В Государственном Историческом музее сохранился альбом акварелей, выполненных Болотовым совместно с сыном, где запечатлены десятки видов богородицкого парка. Альбом был заказан тульским наместником М. Н. Кречетниковым и поднесен императрице. Эти изображения дают исчерпывающее представление о том, как выглядело окружение богородицкого дворца в конце XVIII века. При создании парковых композиций Болотов умело использовал крутые склоны берега, на котором стоял дворец, и выходившие наружу твердые породы. Последние стали основой созданных многочисленных искусственных руин и гротов. Воду из находившихся в двух верстах от берега источников Болотов заставил низвергаться со скал водопадами и каскадами. Наверху в качестве накопителя был устроен павильонный пруд, на берегу которого стояла видная из многих мест сада купольная ротонда. Множество лестниц, мостов, скульптур оживляли пространство и делали прогулку по парку увлекательным приключением.

  • Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей
  • Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей

Основываясь на публикациях западных ландшафтных теоретиков, прежде всего И. Х. Гиршфельда, Болотов методично пытался адаптировать их рекомендации к русскому климату. В первую очередь это касалось посадки растений, которые были способны выживать в условиях сильных морозов. Широко использовались лесные деревья и кустарники. Болотов одним из первых сумел раскрыть их эстетическую привлекательность. В прудах по его указанию разводили форель и карпов, которые шли на продажу и приносили неплохой доход.

  • Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей
  • Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей Виды Богородицкого парка в конце 18 в. Акварели А. Т. Болотова. Государственный исторический музей
  • Вид искусственных руин в Богородицком парке. Акварель А. Т. Болотова. Государственный исторический музей Вид искусственных руин в Богородицком парке. Акварель А. Т. Болотова. Государственный исторический музей

К сожалению, после отъезда Болотова из Богородицка парк стал быстро приходить в упадок, и уже к середине XIX века в нем не оставалось и половины прежних ландшафтных затей. В 1840 г. при пожаре выгорели интерьеры дворца, после чего усадьба на некоторое время была фактически заброшена. Только в 1875 г. дворец был восстановлен с некоторыми изменениями архитектурного облика. По бокам были сделаны пристройки, заново и довольно скромно оформлены внутренние помещения. Облик усадьбы во второй половине XIX века запечатлен Л. Н. Толстым в «Анне Карениной». Толстой бывал в усадьбе Бобринских и описал ее в романе в качества имения Вронского Воздвиженское.

  • Дворец в нач. ХХ века Дворец в нач. ХХ века

В 1918 г. богородицкий дворец был национализирован. После вывоза основных художественных ценностей на базе оставшегося сформировали музей, который функционировал бок о бок с казармами для красноармейцев. В 1925 г. музей закрыли, судьба коллекций неизвестна. В 1929 г. были взорваны служебные флигеля и въездная башня. С 1934 г. в усадьбе расположился санаторий «Красный шахтер». Во время Великой Отечественной войны отступающие немецкие части взорвали дворец в ночь с 11 на 12 декабря 1941 г.

  • Дворец после военных разрушений. Фото 1950-х гг. Дворец после военных разрушений. Фото 1950-х гг.

В руинах творение Старова лежало до 1967 г., когда началось его восстановление по проекту архитектора-реставратора Л. В. Тыдмана. Была воссоздана и башня, но, к сожалению, без обрамлявших ее и дворец служебных построек. В 1975 г. было принято решение о переводе в усадьбу городского краеведческого музея, преобразованного в филиал областного художественного музея, в настоящее время — Богородицкий дворец-музей и парк.

Экспозиция во дворце открылась в 1988 г. Сейчас она охватывает 14 залов и посвящена А. Т. Болотову, И. Е. Старову и владельцам усадьбы графам Бобринским. За исключением единичных мемориальных вещей все остальное представляет собой т.н. типологию — собранные из разных мест предметы обстановки, характерные для дворянского интерьера XVIII—XIX вв. Есть незначительное собрание живописи, в котором выделяются более 100 работ советского художника-баталиста М. И. Авилова. Интересна коллекция тульских самоваров. Недалеко от дворца установлен памятник А. Т. Болотову (ск. А. И. Чернопятов). Территория усадьбы сейчас довольно запущена. Планировка парка и береговой ландшафт со времен Болотова настолько сильно изменились, что трудно сейчас говорить о каком-либо воссоздании их первозданного облика.

А. В. Чекмарёв